Существуют различные фобии – страх высоты, воды, ядерной войны. Ученые насчитывают до 500 типов панических проявлений страха.

Очевидно, в системе украинского правосудия можно констатировать появление новой фобии – страх говорить правду и прогибаться под давлением режима. Конечно, это может какая-то естественная аллергия на комбинацию букв, составляющих слово «честность» или атрофия зоны мозга, отвечающей за возможность выстраивать причинно-следственные связи.

Другого объяснения, почему суды постоянно принимают неправомерные решения, некоторые из которых имеют трагические последствия для всей страны, просто нет.

Особая роль в исследовании этого феномена должна быть отведена Конституционному суду Украины. Его основная роль – гарантирование верховенства Конституции Украины как основного Закона на территории всего государства. Именно этот суд имеет исключительное право предоставлять официальное толкование Конституции и законов Украины. Однако на практике КСУ – только «театральный реквизит», который давно пора сменить на работающую команду судей. Причин для того более чем достаточно.

Решение КСУ — катализатор узурпации власти в 2010 году

В 2010 году Конституционный суд Украины принял ряд неправосудных решений, которые обеспечили узурпацию власти Януковичем и разрушение конституционного порядка. За короткий период, после того, как была изменена Конституция Украины, окружение Януковича получило механизмы для легитимации «организованной преступной группировки», которая выстроила коррупционные схемы, разворовывала государственные средства и имущество.

В каждой государственной сфере был выработан механизм обогащения «семьи» – контрабанда на таможнях, продажа государственной земли, непрозрачные тендеры, неуплата многомиллионных налогов, продажа предприятий государственного значения, вывод средств за рубеж, взяточничество, преследования политических оппонентов, ограничение свободы слова, превращение милиции в карательно-репрессивный орган.

Следствием этих преступлений против общества стала Революция Достоинства, когда граждане уже не смогло мириться с тотальным беззаконием, олигархизацией экономики и постепенным превращением Украины в авторитарную республику. Общей нестабильностью воспользовалась Россия, развернув против Украины кампанию по военной агрессии. Никто не знает, когда и как завершит война на востоке и какие в глобальном аспекте будут последствия. Но старт этому дал именно Конституционный суд Украины, приняв ряд одиозных решений.

Конституционные представления по изменению Конституции, изменения порядка формирования парламентского большинства, сокращение полномочий Верховного суда Украины были сделаны подготовлены членами Партии регионов, деятельность которых всегда координировались и согласовывалась с центра и никаких свободных шагов, тем более самостоятельного похода в КСУ просто не могло быть. Решение имели разный предмет рассмотрения, однако принятие происходило исключительно с целью создать иллюзию легитимности и законности для авторитарного режима Януковича и подконтрольных ему чиновников. Кроме того, все решения принимались с нарушением норм Конституции Украины, общепризнанных принципов деятельности суда и требований Закона Украины «О Конституционном Суде Украины».

Заангажированный и подконтрольный суд или как КСУ предавал Украину

Конституционным судом было принято ряд решений, которые обеспечили беспрепятственное функционирование режима Януковича, в частности:

Решение № 11-рп от 6.04.2010 г. Формирование парламентского большинства
Конституционный Суд Украины установил, что «отдельные народные депутаты Украины, в частности те, которые не находятся в составе депутатских фракций, которые инициировали создание коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, имеют право принимать участие в формировании коалиции депутатских фракций во ВРУ». У Суда не было никаких оснований для открытия конституционного производства и дальнейшего рассмотрения. КСУ присвоил себе полномочия парламента по внесению изменений в Конституцию Украины и порядка внесения таких изменений.

Это решение создало основание для искаженной трактовки нормы о порядке и способе формирования парламентского большинства. Партия регионов в парламенте получила возможность беспрепятственно принимать решения, готовить и принимать выгодные для режима Законы, полностью нивелировав принцип парламентаризма и перечеркивая результаты волеизъявления людей.

Решение № 20-рп от 30.09.2010 г. Изменение Конституции
Конституционный Суд Украины признал Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 «таким, что не соответствует Конституции Украины». Это означало, что будет восстановлена предыдущая редакция норм Конституции Украины, которые были изменены, дополнены и исключены этим Законом. Органы государственной власти должны были безотлагательно привести нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Украины от 28 июня 1996 года.

Официально процесс возврата к Конституции Украины 1996 года начался уже 1 октября 2010 года, когда ее текст был опубликован в спецвыпуске бюллетеня «Официальный вестник Украины».
Следствием отмены Конституции 2004 года стало проведение Януковичем так называемой «административной реформы» на основании его Указа № 1085 от 9 декабря 2010 года «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

Именно выполнение этого Указа позволило Януковичу на руководящие должности Центральных органов исполнительной власти поставить десятки удобных и лояльных чиновников, которые обеспечили бесперебойное функционирование преступной системы в государственных кабинетах.
Новая кадровая политика экс-президента создала жесткую вертикаль государственных и правоохранительных органов – подконтрольность, четкое выполнение приказов руководства, понимание того, что каждое противоправное действие останется безнаказанным, отсутствие персональной ответственности, правовых рамок деятельности и тотальная коррупция.

Решение № 8-рп от 11.03.2010. Толкование терминов «высший судебный орган», «кассационное обжалование»
Этим решением полномочия Верховного Суда Украины были сокращены – суд лишился полномочий по обеспечению единого порядка применения законодательства судами общей юрисдикции и в дополнительных гарантиях прав граждан на справедливое судебное разбирательство дел путем обжалования и пересмотра судебных решений специализированных судов в послекасационном порядке. Фактически Верховный суд стал еще одним механизмом режима Януковича, в процессе сокрытия коррупционных схем в судебной ветви власти.

КСУ присвоил исключительную компетенцию законодательного органа – Верховной Рады Украины, которая определяла полномочия Верховного Суда Украины и высших специализированных судов.

Решение № 2-рп/2013 от 29 мая 2013. Невозможность выборов в Киеве и в Тернопольский облсовет
Принятием этого решения Конституционный Суд Украины сделал фактически невозможным проведение выборов в Киеве и в Тернопольский областной совет (до октября 2015 года).
Судьи КСУ нарушили право граждан свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Решение № 3-рп/2012 от 25 января 2012 года. «Ручное» регулирование уровня соцвыплат Кабмином
Этим решением Конституционный Суд Украины разрешил Кабинету Министров Украины «вручную» регулировать уровень социальных выплат, хотя ранее КСУ принимал по этому вопросу прямо противоположные решения. Это решение фактически нарушило право граждан на социальную защиту и достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи.

Конституционный суд после Революции достоинства

24 февраля 2014 года Верховная Рада приняла постановление, которым предусмотрено увольнение за нарушение присяги главы КСУ и четырех судей. Документом было установлено незаконность решения КСУ о возвращении к Конституции в редакции 1996 года.
Парламентарии уволили судей, которые были назначены по квоте ВРУ: председателя Суда Вячеслава Овчаренко, а также судей КСУ Анатолия Головин, Михаила Колоса, Марию Маркуш и Александра Пасенюка.

Также в постановлении было рекомендовано исполняющему обязанности Президента уволить судей Юрия Баулина и Сергея Вдовиченко.

Однако ни тогдашний исполняющий обязанности Президента Александр Турчинов, ни ныне действующий Президент Петр Порошенко не уволили этих судей. 18 марта 2014 по результатам тайного голосования председателем Конституционного Суда Украины был избран судья Юрий Баулин.

Также народные депутаты предложили Совету судей Украины в трехдневный срок созвать внеочередной съезд судей Украины, на котором рассмотреть вопрос досрочного прекращения полномочий и увольнения следующих судей КСУ: Василия Брынцева, Михаила Гультая, Михаила Запорожца, Олега Сергейчука, Наталью Шапталу. Однако никаких шагов по кадровому обновлению с тех пор сделано не было.

Из 17 судей на своих должностях и в настоящее время работают 8 судей Конституционного суда Украины, назначенных еще во времена президентства Януковича. В частности, это: Александр Пасенюк, Юрий Баулин, Сергей Вдовиченко, Василий Брынцев, Михаил Гультай, Михаил Запорожец, Олег Сергейчук, Наталья Шаптала. Пасенюк был уволен, впоследствии но вернулся на свою должность.

Судьи, которые были верные режиму Януковича, до сих пор не просто работают служителями Фемиды, они ближайшее время собираются рассмотреть судьбоносный для Украины Закон «Об очищении власти». В КСУ поступило несколько представлений относительно проверки на соответствие конституционным нормам люстрационного закона.

В частности, 20 января в КСУ поступило представление от 47 народных депутатов «Оппозиционного блока». Пленум Верховного суда Украины дважды обращался в КСУ относительно конституционности Закона «Об очищении власти». Соответствующие обращения были проголосованы 17 ноября 2014 и 16 марта 2015 года.

Судьи, что 5 лет назад наделили режим Януковича неограниченной властью, не имеют никакого морального права решать судьбу люстрации в Украине. Вполне вероятно, что под давлением, они могут принять выгодное для бывших чиновников Януковича решение. Поскольку люстрационный запрет – своего рода линия Маннергейма для государственных преступников, и потерять этот оборонительный барьер мы просто на имеем права.

«А зачем тебе истина? Только в уме все будет хорошо, а снаружи гадко», – так в рассказе Андрея Платонова говорили герои, которые строили утопический мир «общего дома». Примерно по этому принципу работает Конституционный суд Украины.

Завязанные глаза Фемиды перестали трактоваться через призму символа беспристрастности. Обычно это только равнодушие к тому, какая сторона весов реально перевесит по итогам расследования, ведь ангажированность, продажность, готовность прогнуться под давлением авторитетов уже давно стали более значимыми, чем порядочность и желание быть инстанцией, где граждане получат справедливые оценки.

Без обновления Конституционного суда ни об объективности в рассмотрении дел, ни европейского правосудия в Украине просто не будет, поэтому необходимо требовать от Президента, ВРУ и Совета судей решительных действий для спасения нашей страны.